html>Verification: e3e2cd6ad0ef5aa0

 

 

Индия -Сокровища Махараштры + Хампи Февраль 2023г

 Трансформационное путешествие

"Сокровища Махараштры + Хампи"

Февраль 2023г

Друзья, зову вас прикоснуться к уникальной и самобытной индийской культуре. Она настолько сложна и многообразна.. её невозможно понять западным умом, интеллектом..остаётся только открыть своё сердце. В Индии поражает все – атмосфера, колорит, величие многовекового наследия. Особенно остро это ощущаешь в храмах. Один из самых крупных находится в центральном штате Махараштра и называется Храм Эллора.Во время нашего трансформационного   путешествия мы проникнемся атмосферой буддийских, индуистских и джайнистских пещерных храмов не только Эллоры,но и  Аджанты, Хампи, и конечно же, увидим один из величайших архитектурно-религиозных шедевров индийской культуры - храм Кайлаша, целиком высеченный из одного куска скалы. А так же понежимся на пляжах Гоа вбирая целительную прану Солнца!

Так же мы попадём в место Силы, где находится один из 12- ти Джьётирлингамов Господа Шивы, покравителя Йоги.

 

1 День Москва - Гоа

 Прилёт в Даболим. Переезд в отель. Свободное время.

Гоа – самый маленький штат Индии, общей протяженностью более 3.702 тыс. кв. км. Территориально располагается на западном побережье страны, непосредственно примыкает к штатам Махараштра и Карнатака. Западная часть штата омывается Аравийским морем, которое непосредственно вливается в Индийский океан. Протяженность береговой линии региона – около 100 км.

Происхождение названия Гоа теряется в сумраке времен. В поздний Ведический период (1000 – 500 гг. до н.э.), когда был создан древнеиндийский эпос “Махабхарата”, Гоа упоминается как  Гомантак, словом, имевшим много значений, в основе которых лежало понятие “плодородной земли”.

Популярная легенда гласит, что герой древних мифов Парашурама, шестое воплощение бога Вишну, несколько тысяч лет назад создал все Конканское побережье, повелев морю отступить. Морской бог отказался от земель на берегах двух главных рек Гоа Мандови и Заури (в те времена носивших имена Гомати и Асгханасини), отдав их под поселения ариев, пришедших в эти места вместе с Парашурамой.

Первым европейцем, ступившим на эти земли в 1498 году, стал знаменитый путешественник Васко да Гама. А уже спустя десятилетие, в 1510-м, город Старый Гоа был объявлен столицей Восточных заморских территорий Португальской короны под управлением Афонсу д’Албукерки. С этого времени начинается золотой век Гоа. Подпадавшие под его власть земли простирались от африканской Момбасы до китайского Макао. Здесь сходились торговые пути со всех континентов. Основным товаром были специи и драгоценности, в огромном количестве вывозимые из Индии. Они-то и позволили Гоа довольно быстро превратиться в богатейший, процветающий край и несколько веков оставаться главным торговым центром Южной Азии. Старый Гоа нередко стали называть «Лиссабоном Востока».

В середине XVI века в Гоа массово стали переселяться христианские миссионеры – представители Доминиканского, Францисканского и Иезуитского орденов. Они строили церкви, больницы, школы, католичество насаждалось жестко благодаря инквизиции.

В первой половине XIX века, 22 марта 1843 года, статус столицы региона перешел к городу Панаджи и сохраняется за ним поныне. Португальской колонией Гоа оставался до середины ХХ века, пока наконец в декабре 1961 года в результате освободительной операции индийских войск не получил независимость. В качестве 25-го штата Индии Гоа официально был признан 30 мая 1987 года.

2 День Гоа - свободный день

 Свободный день на побережье океана. Практики и медитации утром и вечером.

3 День Гоа

Свободное время на пляже, практика Йоги, и медитации

4 День Гоа - Хабли- Хампи/ 352 км машиной -примерно 7 часов

 Сегодня мы отправимся в Хампи - это путешествие в прошлое, в средние века, в сон наяву. Индуистские храмы, звук играющей флейты вдали, прыгающие вокруг обезьяны навсегда оставят в памяти картинку настоящей, неповторимой Индии. Хампи -столица мощнейшей и богатейшей в южной Индии империи Виджаянагар в 1336-1565 годах. Город был построен на берегах реки Тунгабхадра в неповторимых  природных ландшафтах, состоящих их гранитных глыб. Эти камни становятся розоватыми на рассвете и закате, и покинутый в джунглях город приобретает марсианские пейзажи. Согласно индийской мифологии, в районе нынешнего Хампи еще несколько тысячелетий назад жили ванары (обезьяноподобные гуманоиды). Царство людей-обезьян называлось Кишкиндха.

Находясь в Хампи мы как будто перенесёмся во времена правления махараджей и бойкой торговли заморских купцов. Было время, когда город Виджаянагар считался непобедимым: защищаемый войсками стрелков, боевыми слонами и крепостной стеной. В 16 веке великий столичный регион окружало 7 линий укреплений протяженностью 650 кв. километров, население составляло 550 тыс. человек. Центром города был базар с шумными купцами со всей страны и их товаром: драгоценными алмазами, тончайшими шелками, золотыми изделиями. Город казался раем: его дворцы были обиты золотом, в храмах проходили пышные церемонии, правители устраивали торжественные приемы.
 В 1565 году империя пала под ударами объединившихся мусульманских войск, пришедших сюда в поисках несметных богатств. Мусульмане грабили город пол года, а чтобы вывезти казну понадобилось 550 слонов. Прекрасные дворцы стояли полуразрушенными и опустошёнными, лишь стаи диких обезьян скитались по обломкам былого могущества.

В 1986 году руины Хампи были внесены в список Всемирного наследия. Сейчас это важный исторический, архитектурный, религиозный памятник. Здесь много изумительных памятников архитектуры — храмы Вирупакша, Лакшми Нарасимха, Хемакута Хим, Биг Шивлинга и Витхала.
 Мастерство древних зодчих поражает силой веры и размахом, а ландшафт своей неповторимостью и, даже солнце удивляет необычайной палитрой своих закатов и рассветов в Хампи. Закат будем созерцать на холме Хемакута. На мой взгляд, весь смысл такой поездки жить именно в Хампи, ощущать всю атмосферу места, созерцать "инопланетные" просторы, храм Вирупакши в Хампи в ночи, встречать рассвет на Матанга Хилл и так далее.

5 День Хампи

 Вирупакша - главный символ Хампи. Действующий индуистский храм, который живет по всем канонам традиции. Внушительное здание необычной формы. Во дворе храма вы увидите настоящего слона, скачущих вокруг мартышек и монахов в шафрановых одеяниях.

Поражают воображение гранитный «козырек» комплекса Шивы дугообразной формы, колонны из базальта, гранитная «колесница», поющие колонны, на которых играли сандаловыми палочками…Самым величественным памятником Хампи считается храм Виттала. Виталла — это одна из форм (аватаров) бога Вишну, которому поклоняются в этой части Индии.

Храмовый комплекс состоит их нескольких культовых сооружений, многие из которых выглядят действительно восхитительно. 

Храм возвели в XVI веке в честь бога Вишну. Архитектурная особенность храма такова, что при определенном ветре можно слышать как храм "поет", издавая звуки из колонн-трубок. Перед храмом Виттала на платформе стоит каменная резная колесница Гаруды— настоящий шедевр резчиков по камню, в которую «запряжены» слоны. Колесница является своеобразным символом города Хампи. Ее построили из огромных гранитных блоков, но стыки практически нереально обнаружить, колеса имеют форму лотоса и символизируют Сансару (жизненный цикл рождения смерти).

Храм Ачутарайя является типичным примером Виджаянагарского стиля в архитектуре. Этот заброшенный храм дошел до наших дней в идеальной сохранности. Храм Ачутарайя один из последних грандиозных проектов, выполненных в столице древней империи Виджаянагар, считается что после него в этих местах ничего грандиозного не сооружали.

Рассвет и закат в Хампи – особый ритуал. Попросим рикшу отвезти нас на самую живописную гору к началу заката, и вы все поймете сами...

На самой популярной для этого зрелища горе расположен небольшой храм, где перед закатом монахи поют мантры. Названия, в отличие от Матанга Хилл, у этого места нет. В Хампи целая гряда холмов, и вряд ли кто-то подскажет точное название каждого. Ближе к верхушке вы увидите маленькую келью с индуистскими знаками на стене. Добрый монах обязательно пригласит вас внутрь и проведет небольшой обряд благословения в крошечной комнатушке, зайти куда можно только на четвереньках. Монах поставит вам характерную индийскую точку на лоб, и на душе у вас станет чуточку теплее.

А дальше просто смотрите перед собой, сидя на теплой скале. Созерцайте просторы этого древнего мира, поражайтесь камням, как будто замершим в невесомости тут и там, и ни о чем не думайте.

Что мы ещё сегодня увидим..Храм Кришны (Krishna's temple), Лотос Махал (Lotus Mahal), Королевский бассейн, Холм Хемакута (Hemakuta's hill), Нанди базар (Nandi's bazaar)

6 День Хампи

 Храм Ачутарайя.

1534 год — это примерная дата постройки, вернее освящения храмового комплекса. Храм Ачутарайя посвящен богу Tiruvengalanatha, это одно из проявлений Вишну.

 

Храм Ачутарайя является типичным примером Виджаянагарского стиля в архитектуре. Этот заброшенный храм дошел до наших дней в идеальной сохранности и его осмотр намного интереснее чем осмотр туристического Виталла или забитого под завязку паломниками храма Вирупакши. Храм Ачутарайя один из последних грандиозных проектов, выполненных в столице древней империи Виджаянагар, считается что после него в этих местах ничего грандиозного не сооружали. Входные арки
Церемониальный зал (Kalyanamantapa)
Колоннада
Открытый зал
Святилище (Sanctum)
Храм Богов
Храм Гаруды
Храм Вирабадра (за пределами храма Ачутарайя, на вершине холма Матанга)
Храм Дурги (за пределами храма Ачутарайя)
Улица куртизанок (за пределами храма Ачутарайя)

На этой карте с дружественного сайта hampi in видно внутреннее устройство храма Ачутарайя. Как видно на этой карте, храм имеет две стены и несколько входов, некоторые из входов весьма незаметны. Входные арки выглядят действительно грандиозно. К сожалению, время безжалостно и верхние части строений частично разрушены, тем не менее общая картина впечатляет.

Храм Варахи (аватар Вишну)

В створе улицы куртизанок построен храм Варахи, в индуизме считается что эта священная свинья спасает мир, нежно неся его на своих клыках. По сути Вараха - это тот же Вишну (один из его аватаров), а Вишну присутствует в окрестностях в избытке.

Храм построен в типичном Виджаянагарском стиле, прямоугольные формы и большие размеры, на стенах можно увидеть изображение свиньи, вероятно от этого и принято считать что храм посвящен Варахи. Идолов в храме нет, на этом основании, многие археологи выдвигают гипотезы, что храм мог быть посвящен Шиве.

Храм Ранганата -Напротив храма священной свиньи расположен скромный храм Ранганата, внутри которого имеется роскошный барельеф Вишну.

Вишну в храме Ранганата.
Вишну в храме Ранганата

Вишну покоится на семиглавой змее, которая словно пляжным зонтиком, укрывает Вишну своим капюшоном. Возле ног Вишны сидят две богини, Лакшми (богиня богатства) и Бхудеви (богиня земли). На заднем плане сидит бог создатель - Брахма. Многоголовый бог Брахма сидит на лотосе, который прорастает из пупка Вишну. Вот такая вот картина мира.

Нарасимха Темпл -Следующий храм, который стоит посетить - это храм Нарасимха. Отличительной особенностью этого храма является его пирамидальная башня и невысокая стена, которая ограждает храм от внешнего мира. Храм имеет приличную сохранность и хорошую панораму для осмотра поймы реки и всех окрестных достопримечательностей. На заднем дворе храма Нарасимха построен двухэтажный павильон с которого можно сделать хорошие фотографии.

Принято считать, что храм Нарасимха это джайнистский храм, но внутри нет никаких этому подтверждений, ни идолов, ни характерных для джайнов изображений. На стенах можно найти больше вайшнавской иконографии чем джайнской, тут и Вишну и Лакшми и всякие цветочные орнаменты.

5-30-экскурсия в Хампи предполагает рассвет на холме Матанга на высоте 115 метров с видом на древний город. Наблюдение необычайной картины рассвета, когда каменные глыбы становятся розовыми в лучах рассвета, бесконечных банановых плантаций, ручейков, рек, стай обезьян, маленьких беседок на краях обрывов.
7-00- спуск по лестнице махараджи
7-20-храмовые комплексы Ачутарайя
7-40-прогулка по древней торговой площади, бассейн для омовений
09-00-завтрак

7 День Хампи - Хабли/167 км -3 ч/самолёт/ Мумбай

 

8 День Мумбай - пещеры Элефанта

 По прибытию в Мумбаи встреча и трансфер в отель.
После завтрака обзорная экскурсия. На набережной осмотр базальтовой арки Ворота Индии, заложенной в 1911 году в честь коронации короля Георга V.
Поездка на лодке на остров Элефанта, где находятся пещерные храмы, вырубленные в V-VIII вв в скале-монолите.
Возвращение на набережную Мумбаи и продолжение знакомства с британским колониальным наследием, где преобладает полная эклектика и смешение стилей: неоготический и неоклассический зданий, построенных начиная с 60-х годов XIX века с элементами индо-сарацинского стиля и даже арт-деко. Посещение Музея принца Уэльского, Виктория Терминус (вокзал Чхатрапати Шиваджи), построенного в 1887 году в смешенном стиле викторианской Англии, могольской эпохи и хинду-стайла.
Далее посещение знаменитых прачечных под открытым небом Дхоби Гхат.
Проезд через Марина драйв и Чоупати Бич на Малабар Хилл, где вы увидите джайнистский храм, индуистский храм Махалакшмии.
Возвращение в отель.

9 День Мумбай - Нашик

По дороге в священный город Нашик мы посетим храм джайнов Манас Мандир, расположенный у зелёных холмов  Махули. Храм известен своей воздушной резьбой по камню и огромным купольным потолком без опорных колонн.

Город Нашик, расположенный на берегу священной реки Годавари, является одним из 4-х мест в Индии где проводится Кумбха Мела.

Здесь всё пропитано историями о царевиче Раме (Рамачандре) — сыне царя Дашаратхи, главном герое древнеиндийского эпического сказания "Махабхарата", где повествуется о том, что в этом месте во времена изгнания жили Господь Рама, его супруга Сита и брат Рамы, Лакшман. Само название города "Нашик" происходит от истории, в которой говорится, что Лакшман, возмущённый намереньем Шурпанакхи (сестры царя асуров Раваны) убить Ситу, отрезал ей нос (насик).

Нашик, наряду с Харидваром, Праягом и Удджайном, является местом проведения Кумбха Мелы, которую отмечают здесь каждые двенадцать лет. Тысячи паломников приходят к гхатам, чтобы совершить омовение в священной реке Годавари.

Недалеко от Годавари находится Рам Кунд - Священные гхаты, ступени для омовения,  священная вода которого дарует мокшу (освобождение). В преданиях говорится, что божественная чета Рама и Сита, будучи в 14ти летнем изгнании из своего королевства Айодхи, принимали здесь омовение. Индусы верят, что совершенное здесь омовение поможет очистить негативную карму и обеспечить счастливую жизнь. Ежедневно священные гхаты собирают множество верующих, приходящих сюда за благословлением в надежде на избавление от негативной кармы. Здесь также погружают в воду пепел (астхи) умерших, чтобы их душа могла достичь небес, избегнув небесных мытарств. Пепел Махатамы Ганди, Джавахарлала Неру, Индиры Ганди и Раджива Ганди был погружен в воду в этом священном месте.

Немного восточнее Рам Кунда возвышается главный храм — Кала Рама (Чёрный Рама), построенный в 1794 г. В храме поклоняются божествам Рамы, Ситы и Лакшмана, вырезанным из чёрного камня.Полностью построенный из черного камня, храм Каларам окружён аркадой с 96 колоннами, а главное здание храма имеет вход с четырех сторон света. Изображение Рамы, главного божества храма, также изготовлено из черного камня, благодаря чему храм получил свое название «кала-рам» или Черный Рама.

Считается, что в этом месте Лакшман наказал Шурпанакху, отрезав ей нос. Рядом находится священная пещера Гумпха Панчавати. "Гумпха" — это пещера, а "панчавати" — пять баньяновых деревьев. Согласно легенде, Рама вместе с Ситой и Лакшманом останавливались в этом месте на некоторое время. И здесь же Сита была похищена Раваной.

Возле западной стороны моста "Виктория", соединяющего два берега Годавари, расположен старый храм Сундар Нараян, построенный в 1756 году, в котором установлены три божества Вишну (хранитель), Лакшими и Сарасвати. Храм является ярким примером зодчества маратхов с элементами могольской архитектуры. Колонны и стены храма богато украшены резьбой по камню, орнаментами и фресками. Особенностью храма является его расположение - ровно 21 марта в день весенненго равноденствия,  первый луч восходящего солнца падает на статуи божеств в храме.

Беломраморный храм Муктидхам, его стены испещрены восемнадцатью главами "Бхагавад Гиты". В нём так же находятся копии  12 основных Шивалингамов. Затем мы побываем в Джайнском храме ашраме Шри Дхармачакра Прабхав Тиртх - в строительстве храма использовался розовый песчаник и белый мрамор. Трёхэтажный храм украшен статуями джайнских святых, среди которых статуя 24го Тиртханакары (Учителя)  Махавиры, выполненная из особого сплава пяти металлов (латунь, медь, цинк, железо, аллюминий), весит оеоло 12 ти тонн.

10 День Нашик - /40км/ Тримбакешвар - Аурангабад/ 190км/4-5 ч

  Небольшой городок Тримбак расположен у подножия горного хребта Брахмагири (Западные Гхаты), откуда берет начало река Годавари. Тримбак считается одним из самых священных мест в Индии.

 Здесь также находится священная кунда Кусаварта, пруд для омовения, который считается символическим происхождением реки Годавари.

Мы увидим с вами один из 12 Джьётирлингамов Господа Шивы. Шива - абсолютное, космическое сознание. Одним из символов этой тотальной сущности является шивалингам - символ духовной силы, которая стремится вверх к небу.  Для шиваитов шивалингам имеет особое значение и носит  священный характер. Возле шивалингама проводят пуджи и медитации. Джьотирглингамы – это особо почитаемые лингамы Шивы, которые, как считается, самопроявились в разных местах Индии. Само слово ज्योतिर्लिङ्ग (jyotirliṅga) можно перевести с санскрита как «линга света» или «сияющий лингам».  


Лингам в Тримбакешваре примечателен тем, что имеет три лика, представляющих Брахму, Вишну и Шиву.  Господь Брахма (создатель Вселенной), Господь Вишну (ее хранитель) и яростный аспект Господа Шивы — Рудра (разрушитель майи и всего негативного). Тримурти тем самым олицетворяет три основополагающие энергии Вселенной (сотворение, сохранение и разрушение). Храм построенн из черного камня в XVIII веке маратхским правителем Пешава Нана Сахибом в 1755-1786гг, храм известен своей классической архитектурой, детальной скульптурой и тонкой резьбой по камню. 

Лингам покрыт изображающей Тримурти золотой маской, на которой установлена инкрустированная драгоценными камнями корона, датированная временами Пандавов (конец IV тысячелетия до н.э.). Вход в храм для не индуистов невозможен (может быть при благой карме нам повезёт..)

Согласно легенде, описанной в Пуранах, однажды Брахма и Вишну начали спорить, кто из них появился первым и должен быть главным. Этот спор перерос в битву, и обеспокоенные возможными последствиями дэвы попросили Шиву вмешаться. Чтобы заставить понять тщетность этого спора, Шива принял форму джьотирлингама – огромного столпа света (или огненного столпа), пронзившего все три мира. Махешвара бросил вызов Брахме и Вишну и заявил, что никто из них не сумеет измерить лингам. И действительно, после поиска одного из концов лингама Вишну признал, что не может этого сделать. Брахма же солгал, за что был проклят Шивой: никто отныне не должен был поклоняться Брахме.

Считается, что Шива проявил себя в форме 12 джьотирлингамов (есть мнение, что ранее их было известно больше), которые олицетворяют Махешвару и в которых он почитается. Индуисты верят, что тот, кто раскрыл в себе духовное знание, может увидеть эти лингамы как колонны света или огня, пронзающие небо и землю. С каждым из мест, в которых находятся эти лингамы, связана легенда, которая указывает на различные качества Шивы.

Названия и местоположения 12 джьотирлингамов:

Нагешвар – штат Гуджарат; Сомнатх – штат Гуджарат; Вайдьянатх – штат Джаркханд; Рамалингешвар – штат Тамил Наду, самый южный из 12 джьотирлингамов; Трйамбакешвар (Тримбакешвар) – штат Махараштра;
Гришнешвар – штат Махараштра; Бхимашанкар – штат Махараштра; Малликарджуна (другое название Шришайла) – штат Андхра-Прадеш; Махакалешвар – штат Мадхья-Прадеш; Омкарешвар – штат Мадхья-Прадеш; Каши Вишванатх – штат Уттар-Прадеш; Кедарнатх – штат Уттаракханд, самый северный из джьотирлингамов.

 Так же считается что у истока священной реки Годвари,  родился Ганеш, сын Господа Шивы, это место Три-Сандхья Гаятри и первого Надха –Надха Сампрадая.
По прибытию в Аурангабад отдых и ночь в отеле.

11День Аурангабад - пещеры Аджанта/ 100км в одну строну/ - Аурангабад

После завтрака отправляемся в уникальный пещерный комплекс буддистских храмов II — VII века н.э. Пещеры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В монолитных скалах вырезаны кельи и молельные залы- чайтьи, с настенной и потолочной росписью, джатаки — истории о предыдущих перерождениях Будды, сцены из повседневной жизни и исторических событий того времени. Резные колонны поддерживают потолки, в некоторых пещерах находятся скульптуры Будды или символизирующие его скульптурные композиции в виде дерева, следов или трона. С XII века, после внезапного ухода монахов из этих мест, в течение 700 лет о пещерах не знал никто, кроме местного племени бхилов. Обнаружил их совершенно случайно в 1819 г среди зарослей британский офицер, во время охоты на тигров.

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 — храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива — это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.


Посещение форта-пирамиды Даулатабад, «города процветания», куда в 1327-1329 гг. пытались перенести столицу из Дели. Осмотр секретных подземных ходов крепости, древних строений Чанд Минар, Слоновьего пруда и Чини Махала — китайского дворца. Со стен крепости открывается панорамный заход солнца.
Возвращение в Аурангабад, свободное время, ночь в отеле.

12 День Аурангабад - пещеры Эллора/32 км в одну строну/ - Аурангабад/ вторник не работает Дели /самолётом

 Практикуем с утра на ковриках и после завтрака выезжаем созерцать красоты и медитировать в пещерных храмах Эллоры. Это один из крупнейших в мире храмовых комплексов, высеченных в скале (ЮНЕСКО). В комплекс входят буддийские, индуистские и джайнские пещерные храмы, созданные в период с 600 по 1000 годы н.э. Место для их возведения было выбрано неслучайно, ведь в давние времена как раз в этой точке, расположенной недалеко от Аджанты, сходились многочисленные торговые пути, привлекающие купцов и путников со всего мира. Именно на их налоги и строился этот комплекс, а точнее — высекался в прочнейшей базальтовой горной породе.

Жемчужиной пещер Эллоры по праву считают Храм Кайласанатха, названный по имени священной гималайской вершины и посвящённый Господу Шиве. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей.

 Высеченный в скале в форме колесницы храм изобилует изображениями богинь, богов и мифологических персонажей, в то время как рельефные панели храма иллюстрируют истории из двух главных индийских эпосов – Рамаяны и Махабхараты.Ныне по скульптурам, барельефам и наскальным изображениям, высеченным на их стенах, можно изучать индийскую культуру, мифологию и историю. В комплексе более 100 пещер, высеченных в базальтовой скале, из которых 34 открыты для посещения публики. Среди них 12 пещер являются буддистскими, 17 индуистскими и 5 джайнскими. Здесь соседствуют храмы трех самых распространенных в стране религиозно-философских направлений: индуизма, буддизма и джайнизма.

 Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.

Самый высокий пещерный храм Кайласанатха был создан мастерами по указанию индийского Раджи, входящего в легендарный род Раштракутов. Современные архитекторы утверждают, что это святилище было построено по выверенному до мельчайших деталей плану. Историки, изучавшие древние документы, сохранившиеся до наших дней, говорят: «Храм Кайласанатха имел важнейшее значение: он являлся вратами в небо и представлял собой промежуточное звено между человеком и высшими силами».

 Ученые, занимающиеся изучением пещерных храмов Эллоры, так и не смогли отыскать каких-либо научных подтверждений тому, как именно было построено одно из самых необычных религиозных сооружений Индии. Большинство теорий, существующих на данный момент, основано на информации, взятой из древних манускриптов и медных табличек. Именно с их помощью и удалось установить, что эллорские пещеры начали превращать в храмы примерно в 500 г. н. э., когда в эту местность перебрались бежавшие из Аджанты монахи.

Буддистские храмыс 1 по 12 (смые интеесные 6 и 11): Буддистские залы, с которых, собственно, и началось строительство этой грандиозной достопримечательности, расположены в южной части комплекса. Всего их 12 штук – и все, кроме одного, являются вихарами, небольшими монастырями, используемыми для медитаций, учений, религиозных ритуалов, ночевок и обедов. Главной особенностью этих пещер считаются скульптурные изображения Будды, сидящего в разных позах, но всегда смотрящего на восток, навстречу восходящему солнцу. Впечатления от буддистских монастырей остаются неоднозначными – если одни из них явно недоделаны, то в других присутствует целых 3 этажа и огромное число всевозможных изваяний.

Чтобы попасть в эту часть комплекса, нужно преодолеть узкую лестницу, уходящую под землю примерно на 20 м. По окончанию спуска взору посетителей открывается Тин-Тхал, центральный буддистский храм Эллоры. Трехэтажное изваяние, считающееся одним из самых масштабных пещерных святилищ в мире, выглядит предельно просто: три ряда квадратных колонн, узкие входные ворота и монументальные базальтовые платформы, украшенные редкими резными узорами. Сам Тин-Тхал состоит из нескольких просторных залов, в полумраке которых поблескивают величественные базальтовые скульптуры.

Не меньший восторг вызывает и буддистский монастырь Рамешвара, присутствующий на многих туристических фото Эллоры в Индии. Уступая центральному строению по площади и размерам, он намного превосходит его по богатству и красоте внутреннего оформления. Каждый сантиметр этого сооружения декорирован тонкой резьбой, напоминающей застывшие в страшном напряжении человеческие руки.

Своды Рамешвара поддерживают 4 колонны, верхние части которых выполнены в виде крупных женских фигур, а нижние отделаны горельефами на тему индийской мифологии. Внутри храма находится множество фантастических существ, которые обступают входящего со всех сторон и навевают на него неподдельное чувство страха. Древние мастера сумели настолько точно передать пластику движений, что изображения богов, людей и животных, украшающие стены пещеры, выглядят будто живые.
По возвращении в Аурангабад, посещение мавзолея Биби-ка-Макбара 1678г., который называют ещё «мини Тадж-Махал». По дороге осмотр форта Девагири. Форт Девагири был построен первым правителем династии Ядава Билламой V в 1187 году и затем постоянно расширялся последующими правителями. Крепость расположена на двухсотметровом холме, окруженном тремя рядами фортификаций. Изюминкой форта является сеть секретных коридоров, лестничных проходов, запутанных лабиринтов с изогнутыми стенами, ложными дверями и воротами-ловушками, имеющих целью запутать врага. Форт открыт до 17:00. 

Прилёт в Дели, трансфер в гостиницу. Вечером отдых и ночь в отеле.

12 День Дели/ самолёт

 Сегодня вечером мы улетаем домой.. А пока мы в Дели!!!

Весь город буквально пропитан историей. Дели усеян разнообразными мечетями, крепостями и памятниками, сохранившимися еще со времен правителей Моголов, которые когда-то жили здесь. Сегодня нельзя не отметить огромный контраст между запутанным Старым Дели и отлично спроектированным Нью-Дели. Мы исследуем обе части!!!

Сначала поедем в самый прекрасный, неповторимый Храм Лотоса(1986г)!!! Храм выстроен последователями религии Бахаи, в основе которой лежит философия всеобщего мира и избавление от любых предрассудков.

Внутри храма Лотоса могут молиться и медитировать представители любых конфессий. Там нет никаких изображений или статуй, лишь огромный зал со скамейками для посетителей, и... невероятная ТИШИНА!!! Обязательно там помедитируем (там всё создано для того чтобы погрузиться в медитацию).

Далее поспешим к Гробницы Хумаюна - памятника могольской архитектуры.

Гробница Хумаюна в Индии по праву считается уникальным строением и входит в список достопримечательностей наследия ЮНЕСКО. Самым большим удовольствием для меня было, что здесь все буквально пропитано древней историей и это невероятно впечатляет!

 Хумаюн был пра-пра-правнуком Тамерлана. Отец Хумаюна Бабур был первым правителем Великой могольской империи в Индии.

Через широкие и зеленые проспекты Нового Дели, мимо Дворца Президента мы проедем в южную часть города, где сохранилось множество старинных культурных памятников, среди которых древний исторический комплекс Кутуб Минар (ЮНЕСКО) и рядом знаменитая железная колонна, которая не ржавеет уже свыше 1500 лет. Одно из самых невероятных мест в Индии, да и во всем мире по правде говоря. Высоченный минарет из красного кирпича, уходящий высоко в небо, сохранившийся в прекрасном состоянии с 12 века. Вокруг целый комплекс останков великолепных зданий с колоннами и залами. А еще здесь стоит столб из чистейшего железа, который не ржавеет уже несколько столетий. Никто толком не знает откуда он взялся, но одно из мнений, что добыто данное железо где-то в космосе, т.к. на Земле не встречается данный металл в чистом виде. Мощнейшее место силы! !

После практики пообедаем, отдохнём и поедем смотреть ещё одно чудо света - знаменитый Акшхардам! Я была здесь.. и это поверьте, одно из Чудес Света!!! Когда мы вошли внутрь, мы просто остолбенели от красоты вокруг, от тонкости и изящества их исполнения, от невероятного количества мельчайших деталей искусной ручной работы.

Богатый и сложный с точки зрения архитектуры храмовый комплекс Акшардхам был построен сравнительно недавно, в 2005 году. Не верится, потому что от его необыкновенной архитектуры веет глубокой древностью. Он был возведен силами 7 тысяч человек в течение 5 лет. Основной материал — песчаник, а внутренние залы выточены из белого мрамора.

Мандир (храм по-индуистски) стоит на 234 столбах, украшенных тончайшей ручной резьбой. У него 9 огромных куполов и 20 шпилей. Всего около 20 тысяч статуй различных духовных последователей индуизма. На стенах снаружи храма барельефы и горельефы со сценами из притчей и святых писаний. На куполах, сводах, и столбах — истории о святых, о преданности учению Нараяны, жизнеописания Нилкантха.

Внутри храма под центральным куполом установлена 3-метровая золотая статуя Нилкантха-Нараяны. По обе стороны от него — последователи его учения.

 Очень тщательный досмотр и запрет на любые съемки. Все телефоны, фотоаппараты и видеокамеры вы оставите в камере хранения.
Вечернее шоу музыкальных фонтанов заслуживает отдельного внимания!
Эмоции и впечатления от этого шоу - от мурашек до слез умиления, восхищения, восторга и благодарности. Если у нас будет время, то останемся на шоу фонтанов, если нет, то отправимся на шопинг, а затем в аэропорт.

 Вылет на Родину!!! До свидания страна Махараджей!!!

 13 день Дели - вылет на Родину

 

XXXXXXXX

XXXXXX