html>Verification: e3e2cd6ad0ef5aa0

 

 

Непал — Бутан: «Земля Алмазного Дракона» — 1–14 мая 2025 года.

Королевство Бутан самое счастливое королевство в мире, веками закрытое от внешнего, сакральное, скрытое в Южных Гималаях.  Его называют Шангрила... Удивительные люди живут здесь - они всегда в хорошем настроении, всегда улыбаются, всегда поют... Зову вас ощутить вдохновение Души, лёгкость и спокойствие... Это страна Дракона Громовержца, страна Буддизма, просветления и Счастья!!! Бутан -  источник чистого Духа... мы будем погружаться в невероятную, сохранившуюся культуру тибетского буддизма, медитировать в потрясающей силы буддистких монастырях, созерцать белоснежные чортены, молитвенные флаги на фоне сверкающих вершин величественных семитысячников.. Вы представляете, их, Семитысячников здесь двадцать!!! Не просто передать словами настроение этих мест - зову почувствовать их!!! Позвольте себе путешествие в удивительный параллельный мир, где нет времени и спешки!

0 День Москва - Начало Трансформации

Собираемся в аэропорту - начинаем двигать в сосотяние Счастья!

1 День Катманду - Дворцовая площадь Дурбар - Ступа Сваямбунатх -Нагаркот (32км/ 2 ч)

 В 8.30 утра мы пребываем в Катманду, столицу Непала.. Оформляем визу по прилёту, забираем багаж и вперёд... в гущу событий... Нас встретит гид, возможно, мы позавтракаем и отправимся чувствовать Дух Непала. В наших планах за столь малое время исследовать долину Катманду.

Долина Катманду — это очень живописное место. Она окружена высокими холмами. И только на юге есть небольшой каньон Чобхар, по которому протекает священная река Багмати, неся свои воды к Ганге. Долина Катманду включает в себя три удивительных города, представляющих собой большую культурную и историческую ценность, — Катманду, Лалитпур (Патан), Бхактапур.

Сегодня в наших планах дворцовая площадь Катманду -  Дурбар... Древние храмы, в которые приходят помолиться обычные непальцы и королевский дворец, который теперь функционирует как музей, хранят традиции непальской архитектуры. Тут вы увидите и садху и живую богиню Кумари, которой поклоняются люди.Посетителей площади поражает обилие культурных памятников принадлежащих разным столетиям. Большая часть дворцов и храмов расположенных на площади были построены во времена правления Королей династии Малла (1200 по 1768 гг) и представляют собой прекрасный образец Невари - самого выдающегося архитектурного стиля Непала, признаны достоянием человечества и находятся под охраной ЮНЕСКО.
Прогулка на рикше в течение четверти часа по узким улочкам города подарит незабываемые впечатления, окутает пряными ароматами специй, затянет в круговорот повседневной жизни и позволит ощутить себя местным жителем. Далее мы посетим одну из самых известных в мире буддистских ступ – Сваямбхунат. Ступа Сваямбунатх — это самое древнее и загадочное место в Долине Катманду. Её высокий белый купол и золотой шпиль видны за много миль. Найденные древние надписи на камне говорят о том, что ступа являлась важным местом для буддийских паломников уже в V в. Однако учёные и археологи считают, что на этом месте ещё 2000 лет назад находилось святилище. В Сваямбху Пуране рассказывается о чудесном лотосе, посаженном Буддой. Легенды гласят, что много миллионов лет назад вся долина лежала на дне большого озера, из которого возник огромный лотос. На месте этого лотоса теперь огромный холм, и на холме возник Сваямбхунат, что в переводе с санскрита означает «создавший себя сам». На четырех сторонах основания купола изображены всевидящие глаза Будды. Ступа Сваямбунатх находится в 3 км к западу от Катманду. Каждое утро до рассвета сотни паломников проходят 365 ступеней, которые ведут на вершину холма, и начинают обход ступы по часовой стрелке (неварские буддисты идут в противоположном направлении). Перед ступой стоит большая позолоченная Ваджра (тиб. Дордже — символ силы и твердости духа), постамент в форме барабана окружён 12 животными тибетского календаря. Ваджра и лестница были построены в эпоху правления короля Пратапа Малла (XVII в.). Им же в 1646 г. были воздвигнуты в древнеиндийском стиле шикхара два белых башнеобразных храма по обеим сторонам от входа.
В районе, прилегающем к ступе, есть храмы, чайтьи и множество других религиозных объектов. Большая статуя Шакьямуни (Будды) была создана, вероятно, в XVII в. Чайтья с четырьмя стоящими Буддами на самом северном краю относится ко времени личчхавов, т.е. к V или VI вв. К северу от ступы находится Шантипур ("место умиротворения") — грот, который, видимо, был центром древнейшего почитания нагов — змееподобных божеств, обитающих под землей и в водоемах. В XVIII в. в этом гроте медитировал тантрический учитель Шантикар Ачарья. Пообедаем в дороге и отправимя в Нагаркот, в горную часть долины... В пути 2 часа. Нагаркот расположен в 32 км восточнее Катманду на высоте 2175 метров и является одним из самых красивых горных районов Непала. В ясный день из Нагаркота можно увидеть Эверест, и многие путешественники приезжают сюда, чтобы насладиться комфортом и тишиной, чистым прохладным горным воздухом прекрасными видами на Гималаи на восходе. Заселимся в отель и возможно, соберёмся на вечерний медитационный класс Мантры Аум.

 2 День Нагаркот - Бхактапур - Храм Пашупатинатх - Ступа Буднатх -Катманду

 Утром встречаем рассвет в Гималаях, завтракаем и отправляемся в долину Катманду... Бхактапур в переводе с хинди "город преданных". Известный также как Бхадгаон — "город риса" (на непали) и Кхвопа — "город преданных" (на невари), он является третьим по значению городом долины. Этот древний неварский город, расположенный на высоте 1402 м. у северного берега реки Хануманте, находится в 14 км к востоку от Катманду.

Основанный в XII в., он был столицей долины Катманду до XV в. Здесь до сих пор царит средневековая атмосфера. Отсутствие движения делает прогулки по Бхактапуру более приятными, чем в Катманду. Мощёные камнем улицы соединяют ряд храмов, дворов и монументальных площадей, а обочины усыпаны святилищами, колодцами и водными резервуарами. Повсюду можно видеть разложенный на земле для просушки рис, высыхающую на ветру окрашенную пряжу, переполненные различными товарами лавки, детские игры и женщин, колотящих зерно. Бхактапур — это город ткачей и гончаров, мастеров тханки и резьбы по дереву, бережно хранящих вековые традиции. Большой вклад в развитие города внесла королевская династия Малла. Храмы и дома, построенные за время её правления, прекрасно сохранились до наших дней.Основание Бхактапура относят к XII в. — периоду правления короля Ананда Маллы. Исторически город лежал на раннем торговом пути в Тибет. Самая старая его часть — Тачупал Толе находится на северо-востоке. В XIV—XVI вв., когда Бхактапур стал самым могучим и влиятельным из трёх королевств (династии Малла) долины Катманду, центр города переместился западнее к территории Дурбар Сквер.
Начало строительства великолепной городской архитектуры датируется периодом правления короля Якша Маллы (1428-1482), построившего здесь храмы Пашупатинатх и Даттатрея. Следующий пик строительства пришёлся на XVII в. — период правления короля Бхупатиндра Маллы. На вершине своего развития город мог похвалиться 172 храмами и монастырями, 77 водными резервуарами, 172 кровами для паломников и 152 колодцами (родниками, ключами).
Построенный в XV в. на Дурбар сквер Королевский Дворец оставался местом правления до захвата города Притхви Нараян Шахом в 1768 г., который низвёл Бхактапур до статуса обычного рыночного города.

Дворцовая площадь - Площадь Дурбар.

Площадь Дурбар, расположенная в Бхактапуре, превосходит размерами одноимённую площадь в Катманду. Но она менее оживлённая и не так застроена храмами, как площадь Патана. Причиной этого было не вторжение войск иноземных захватчиков, а разрушительное землетрясение 1934 г., оставившее на тех местах, где ранее возвышались прекрасные храмы, опустевшие цоколи.

Королевский Дворец, основанный в период правления короля Якша Маллы (1428—1482 гг.), впоследствии перестраивался последующими королями, в особенности Бхупатиндра Маллой. Как и в старинных дворцах Катманду и Патана вход разрешён только в отдельные части Королевского Дворца. Ранее дворец был знаменит девяносто девятью великолепными дворами, из которых осталось только полдюжины. Остальные были разрушены землетрясением 1934 года.
Западная часть дворца, известная прежде как Малати Чоук, была переделана под художественную галерею. Вход в галерею охраняют фигуры Ханумана — бога обезьян и Нарасингхи (Нарасимха, Нрисимха, неп. Нарасингха — воплощения бога Вишну в образе человеко-льва особо почитаемое приверженцами вайшнавизма). В галерее представлена прекрасная коллекция индуистской и буддистской художественной росписи, манускриптов (рукописей) на пальмовых листьях, тханок, металлических, каменных и деревянных изделий.

Золотые Ворота и Дворец Пятидесяти Пяти Окон. Золотые ворота, называемые Сун Дхока, — одно из самых прекрасных проявлений зодчества во всей долине. В центре позолоченной тораны (арки) изображена десятирукая богиня Таледжу. Ворота ведут во Дворец Пятидесяти Пяти Окон, построенный в XVII в. королём Бхупатиндра Маллой. Балкон верхнего этажа с 55 окнами является шедевром искусства резьбы по дереву.

Боднатх  - Ступа в Катманду признана крупнейшей святыней тибетского буддизма за границей его исторической родины. Она посвящена Будде Кашьяпамуни – предшественнику Шакьямуни. Есть мнение, что здесь хранятся его мощи. Боднатх – целый буддистский комплекс, поражающий своим величием и четкостью форм. Его сложно спутать с какой-либо другой святыней мира – главная ступа, белоснежного цвета, имеет форму мандалы и тем самым отражает мироустройство, согласно мировоззрению буддистов.

Ступа поражает своими размерами, вы можете ходить по часовой стрелке, этот традиционный ритуальный обход вокруг ступы называется «кора». Можно зайти на территорию ступы, подняться по ступеням и пройти по террасе, там 2 уровня – открытый и сам купол, где почти никто не ходит. Чтобы увидеть ступу во всей красе, стоит подняться на террасу окружающих зданий. Те, кто приходит к ступе Боднатх, говорят: «Она живая». К ней невозможно относится как к бездушному мертвому камню. Ступа смотрит на нас глазами Будды, изображенными по всем четырем сторонам надстройки над куполом. Такие же глаза, подобные узкому лепестку лотоса, мы увидим и на тибетских тханках. Они наделены божественным зрением, которому доступны не только любые события, происходящие во вселенной, но и их кармическая связь. Вечером заселяемся в отель. Утром нас ждёт ранний перелёт в Паро в Бутан.

28 Апреля - 1 День Катманду - Паро - Тхимпу ( 70км 1,5 часа в пути)

Рано утром в 6.40 вылетаемв Бутан. Сам по себе перелёт уже приключение — нашим взорам откроются потрясающей красоты виды на величественные Гималаи, в том числе Эверест.
По прибытии в аэропорт Паро и прохождении всех необходимых формальностей нас будет ожидать гид, и мы направимся в сторону города Тхимпху — столицы Бутана. Аэропорт Паро — один из четырёх аэропортов в Королевстве Бутан, имеет единственную ВПП с асфальтовым покрытием. Расположенный в шести километрах от города Паро на высоте более двух тысяч метров в тесной долине реки Паро, аэропорт окружён вершинами-пятитысячниками, поэтому считается одним из сложнейших на планете
Дорога из Паро в Тхимпху лежит вдоль русла реки Па — Чу до слияния с рекой Тхим — Чу, а далее следует вверх по течению этой реки до самой Тхимпху — одной из наименее посещаемых туристами столиц в мире. По дороге мы заедем в Монастырь ХIIIв. Tamchok Lhakhang, поражает навесной мост из кованных цепей, перекинутый через реку.. конечно, мы по нему пройдёмся и посозерцаем это прекрасное пространство реки и гор. Бутанцы верят, что пройдя через мост можно избавиться от невежества.... Заселимся в отель, немного тдохнем, пообедаем в национальном ресторане. Мы попробуем настоящую бутанскую кухню. Все блюда приготовлены из экологически чистых продуктов. 

Начинать знакомство с Бутаном, его культурой и историей начнём с достопримечательностей столицы, тем более что их здесь немало. Вот бы хватило времени на всё!!! 

Мы отправимся в музей под открытым небом «Простой Бутан». В музее познакомимся с бытом и культурой бутанцев, посетим традиционный бутанский дом. Увидим, как ткут ткань для национальной одежды, нам покажут и расскажут, как строятся традиционные бутанские дома. Рассмортим домашнюю утварь и сможем пострелять из лука. Музей основан Ее Величеством королевой матерью Аши Церинг Пем Вангчук.
После обеда отправимся в небольшой заповедник, где мирно пасутся такины. Такин – национальное парнокопытное животное Бутана, он очень необычен. Ташичо-дзонг
– это главное здание в Бутане, крепость-монастырь на левом берегу Вонг Чу в северной части. С 1907 года в этом монастыре была резиденция дхарма-раджи, хранителя учения, а также летняя столица бутанского государства. Основан он был в 1216 году Ламой Гьялва Лханангпа. Позже монастырь перешел ламе Файо Друкгом Шигпо, который принес в Бутан традицию Друкпа-кагью. В 1641 году Шабдрунг Нгаванг Намгьял приобрел Ташичо-дзонг у потомков Файо, но вскоре счел его слишком маленьким и построил еще один, известный как нижний дзонг.

Новый дзонг предназначался для размещения администрации, в то время как старый служил пристанищем монахов. В 1771 году старый дзонг был уничтожен пожаром, вследствие чего всё было перенесено в нижний дзонг, который был позже расширен. Однако на этом история реконструкций монастыря не была завершена, и в 1897 году он был разрушен землетрясением. Лишь в 1902 году монастырь был восстановлен, а спустя пять лет после перенесения в Тхимпху столицы, по инициативе короля Джиме Вангчука, здание было реконструировано и расширено в традиционном стиле.

С 1952 года в Ташичо-дзонг располагаются тронный зал и кабинеты короля. Здесь же нашли себе место секретариат, министерства внутренних дел и министерство финансов. Другие ведомства размещены в зданиях неподалеку. В летнее время во дворце также находится резиденция духовного лидера Бутана Дже Кхенпо. Ранее здесь же была и бутанская национальная библиотека, однако по мере роста она была перенесена в район Чангангкха.

Вечер мы проведем в центре города. Прогуляемся по центральным улицам, а на закате присоединимся к людям, которые направляются к Мемориальной ступе, построенной в честь третьего Короля в 1974 году его матерью. Мы сделаем «кору» (обход вокруг ступы) и прочитаем мантры. У Ступы всегда возникает чувство, как будто там собрался весь город. И утром, и вечером люди приходят сюда помолиться или просто обсудить события дня.
Ужин в отеле.

29 апреля 2 День Тхимпу - Пунакха - Гангтей (138км 5-6ч в пути)

Утром практика, завтракаем и отправляемся в глубь страны, в невероятное по красоте место в регион Гангтей, Долину Пунакха, долину Пхобджикха ( Probjikha Valley). Мы преодолеем перевал Дочу Ла (3050 м), откуда в хорошую погоду открываются чудесные виды на величественные гималайские вершины. Мы проедем близ самой наивысшей непокорённой вершины в мире — Канкар-Пунсум (Ganqkar Puensum), высота над уровнем моря 7570 метров. Подчеркивает красоту местности комплекс чортенов Друк Вангьял. Это 108 малых ступ,память о военном конфликте с индийскими сепаратистами в 2003г.Пунакха расположен в теплой климатической зоне в месте, где соединяются реки Пхо и Мо, образуя реку Санкош. Все его архитектурные памятники будто утопают в зелени, парят над зелеными склонами и уходят в небеса. Древняя столица Бутана (до 1955 г.) и зимняя резиденция Чже-Кемпо, Пунакха лежит в восточной части страны, в одноименной долине, образованной рекой Пунакха. Сам город расположен на высоте 1300 м над уровнем моря, что для Бутана почти низина, и имеет мягкий субтропический климат, что делает окружающую долину одним из самых плодородных мест страны.
В долине мы увидим величественный город храм Пунакха дзонг. Считается,  самым красивым из всех дзонгов в Бутане. Само слово дзонг в переводе с тибетского, означает "укреплённая крепость". Чтобы попасть в дзонг нужно перейти через горную реку по красивому деревянному мосту. Пунакха дзонг был известен в древности как "дворец великого счастья", построен в 1637 году.  Дзонг расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине, где сходятся две главные реки Бутана - Пхо Чу и Мо Чу. Пунакха выстроена на холмистом мысу. Твердыня поднимается над рекой на высоту 10-этажного дома и вытягивается в длину на 300 метров. Сооружение выглядит как большой корабль.

К монастырю ведут два ряда крутых ступенек. По обе стороны колоссальных ворот, усеянных стальными заклепками, располагаются маленькие тоннели, пробитые в толстой стене. Над ними виднеются узкие отверстия, через которые ведется наблюдение за окрестностями. Укрытая в горной долине, отрезанная со всех сторон зимними снегами и летними разливами, Пунакха выглядит совершенно неприступной. За всю историю существования этого дзонга его никто не мог завоевать. Бутанцы, засев за стенами этой цитадели, бросали вызов всему Тибету и другим захватчикам.

1907 году здесь короновали Угиен Вангчук - первого короля Бутана. Три года спустя в этом монастыре был подписан договор, по которому англичане согласились не вмешиваться во внутренние дела Бутана.

В 1987 году дзонг был частично разрушен в результате пожара. Благодаря своему расположению в месте слияния двух рек, дзонг подвергается наводнениям. Внезапные наводнения нанесли ущерб в 1957, 1960 и 1994 годах. В настоящее время ведутся работы для защиты дзонга от наводнений путем углубления русел рек и повышения набережных. Внутри дзонга находятся мемориальный храм Мачей Лакханг c мавзолеем Шабдрунга, храм Наг Йул Бум, принадлежащий Дже Кемпо, библиотека с 108 томами Канджура — буддийского канона, писанного золотыми буквами, и хранилища королевских реликвий.

В тот же день мы совершим пешую прогулку в Чими-лхаканг, Храм Плодородия!  Этот монастырь построен в честь Друкпа Кюнле, который также известен под именем "Божественный сумасброд". Друкпа Кюнле обладал острым умом, проницательностью и чувствительностью к фальши и ханжеству, ритуалам, религиозному и показному невежеству, а также всевозможным тибетским фетишам, с чем беспощадно боролся и высмеивал. Не останавливаясь ни на каких табу, он демонстрировал внутреннюю сущность запретов, страхов и заблуждений, прикрытых показным благочестием.

Друкпа Кюнле известен благодаря сумасшедшим методам, приводящим учеников (преимущественно женщин) к просветлению — используя неожиданные приёмы, затрагивая сексуальность, нередко заманивая женщин через развратные действия, применяя грубые шутки и тонкие магические методы, он приводит учеников к парадоксальному пониманию буддийского учения. Он получил титул «святой 5000 женщин». За учение он взимал в виде платы чанг — тибетское пиво. Его непристойные рассказы и фривольные стихи знают во всем Бутане и далеко за его пределами, а события его жизни стали легендарными. Он настоящий культурный герой своей страны.

 Друкпа Кюнле считают реинкарнацией Сарахи, одного из 84 буддистских махасиддх Индии. Он родился в 1455 году, в поселке Ралунг в Западном Тибете.  Храм Чими Лакханг был построен в память об этом удивительном человеке, подчинившем демоницу перевала Дочула (Dochula Pass).

Согласно мифам, Друкпа Кюнле бил демонов своим пенисом, превращая их таким образом в защитников людей. По поверьям, изображение фаллоса отгоняет злых духов и отводит сглаз.

В монастыре хранится несколько фаллосов, среди которых есть также 25-сантиметровый коричневый деревянный фаллос с серебряной ручкой, привезённый Друкпой Кюнле из Тибета. Фаллосы, и в частности реликвия Друкпы Кюнле, используются для благословения посетителей монастыря, для чего настоятель легонько ударяет просителя по голове реликвией. Такое благословение называется ванг. Бездетные женщины совершают паломничество в Чими-лакханг в надежде обрести детей. Ежегодно в монастыре проходит фестиваль, куда приезжают женщины, желающие появления детей. Также беременные приходят в монастырь, чтобы узнать имя будущего ребенка, для этого они тянут наугад из кипы бамбуковых дощечек, расположенных у алтаря, на которых написаны различные женские и мужские имена

 Вечером нас ждёт ужин в Гангтей..

30 апреля 3 день Гангтей- долина Пхобжика - Гангтей гомпа

  Утром практика, завтракаем. И отправляемся в Поход... нам предлагают пешее путешествие по «Тропе Гангтей» в долину Пхобжикха примерно 4 км.

Пхобжикха находится на высоте 2900 м на окраине Национального парка Джигме Сингье Вангчука и относится к округу Вангди-Пходранг. Гордость долины – две живописные извилистые речки: Накай-Чу (буквально «черная вода») и Гай-Чу («белая вода»). Обед по дороге.

Долина Пхобжикха – это 1400 кв. м девственной, не тронутой человеком природы. Здесь расположен Национальный парк, на территории которого под охраной государства находятся гималайские чёрные медведи, красные лисы, снежные барсы и вымирающий вид черношеих журавлей, которые прилетают сюда на зимовку с плато Тибета. На территории долины работает уникальный Центр, изучающий дикую природу Бутана. Пребывание в Пхобжикхе поистинне бесценно – здесь мы сможем воедино слиться с природой и насладиться кристально чистым воздухом укрытых соснами Гималайских гор. Мы  пройдем по тропе, которая вьётся среди сосен, поросших мхом, и своими глазами увидим восхитительные горные пейзажи. Если повезет, нам покажутся фазаны и даже черношейные журавли. Красота вокруг неописуемая – хрупкая, прозрачная. Тишина разливается в пространстве.

Мы дойдем до Гангтей-гомпа. На небольшом холме в долине Пхобжикха расположилась Гангтей-гомпа. Это самый большой в Бутане монастырь Ньингма и единственный монастырь этой школы, лежащий западнее хребта Черные горы. Монастырь окружен большой деревней, в ней живут 140 гомченов, которые заботятся о монастыре, а также их семьи. Мы посетим монастырь, а также деревню. Гангтей-гомпа, несмотря на то, что он самый большой из ньингманских монастырей, сам по себе сравнительно небольшой, так как для этой традиции более характерны небольшие общины йогов-мирян, передача тантр по семейным линиям, практики в индивидуальном либо групповом (не более 5-6 человек) затворничестве. Монастырь Гангтей гомпа  был основан Пемой Тринли, внуком Пемы Лингпы, знаменитого бутанского святого Ньингмапы. В 1613 году Пема Тринли основал монастырь и стал первым Гангтей Тулку. Там до сих пор преподаются религиозные традиции Пема Лингпы. Второй тулку, Тензин Лег па Дондруп (1645-1726), увеличил размеры монастыря, сохраняя при этом хорошие отношения с Друкпасом, и перестроил монастырь в  дзонг крепость. Сегодня монастырский комплекс Гангтей-гомпа представляет собой пять храмов, которые окружают центральную башню. Здания принадлежат тибетскому архитектурному стилю, его отличают натуральные материалы, удивительные глиняные фрески и символы тибетского буддизма. Кроме того, на территории комплекса находятся жилые помещения монахов, медитационные залы, гостевой дом и школа. Монастырь имеет уникальную коллекцию оружия и ритуальной атрибутики. Также можно увидеть буддийские манускрипты и 100-томный свод сочинений, именуемый Канджуром.

 

Традиция Ньингма, одна из самых старых тибетских традиций (она так и переводится «Школа старых переводов»).

Об этом свидетельствует и тот факт, что ритуалы этой школы содержат немало элементов обрядов шаманов древней религии Бон, которая была основной до появления буддизма. Ньингма появилась как альтернатива Бон в переломный момент, когда эта религия теряла свои позиции, а буддизм, наоборот, постепенно укоренялся в Бутане.
Долина является своеобразным и уникальным местом, которое известно тем, что включено в национальный парк Бутана – «Парк Черных гор». Парк является единственным местом, где обитают очень редкие журавли с черными шеями. Практически вся территория национального парка является священной, а посещение районов вершин Черных гор и вовсе запрещено на официальном уровне. Возможно, мы посетим информационный центр, посвященный черношейным журавлям, он расположен на краю леса и водно-болотных угодий вдоль главной дороги Пхобжикха, при возможности заедем на  смотровую площадку, оборудованная телескопом. Довольные, вернёмся в отель, вечером соберёмся на практику...

1 Мая 4 День Гангтей -Тросанг - Бумтанг (167км 5- 6ч в пути)

Утром практика, заряжаем батареки, завтракем и выдвигемся ещё глубже в горы.. в аутентичный Бумтанг, в который мало кто доезжает из туристов, но мы исследователи и созерцатели.. нам туда НАДО.. По дороге заедем в невероятной красоты место... Тронгса, военный оплот Бутана, находится в самом центре страны. Благодаря столь удачному расположению дзонгхага (района) власть его правителей издавна простиралась далеко за его пределами. Город Тронгса расположился на крутом и высоком горном хребте, откуда открываются божественные, буквально неземные виды на окружающие глубокие долины.

Добравшись до этого региона мы посетим внушительный Тронгса-дзонг, который хорошо видно из любой точки Тронгсы.

Крепость Тронгса была построена в 1648 году и возвышается над ревущими водами Мангде Чу. Это один из наиболее эффектно расположенных дзонгов Бутана, с обрывами на юге, которые часто растворяются в облаках и тумане. Комплекс из отдельных зданий включает в себя дзонг, балансирующий на хребте, соединенный последовательно аллеями, широкими каменными лестницами и красивыми двориками. Южная часть дзонга – Чортен Лакханг, здесь было заложено в 1543 году первое место уединения и медитации.

Основателем монастыря считается Нгаги Вангчук (1517-54), предок Шабдрунга Нгаванга Намгьяла. По преданию, он появился в Тронгса в 1541 году и построил небольшой зал для медитации, после того, как обнаружил отпечатки копыт, принадлежащих лошади верховного божества Палдена Лхамо. Тронгса (в переводе - «Новая деревня») получила свое название от поселения, которое образовалось вокруг храма и резиденции отшельника. Дзонг в современном облике вырос в 1644 году, его реконструировал чиновник, посланный, чтобы привести восток Бутана под централизованную власть Шабдрунга. Затем, в в конце 17 века, он был расширен Тензином Рабгье. Монастырь обрел официальное наименование – Чхоекхор Раптензе Дзонг, или краткое – Дзонг Чоетзе. Обитель была серьезно повреждена во время землетрясения 1897 года, но отремонтирована отцом первого короля Бутана.

Массивное многоуровневое сооружение, каскадом спускающееся по склону горы, сыграло важнейшую роль в истории Бутана. История Тронгса Дзонг тесно связана с царской семьей.  Отсюда осуществлялся контроль над центральным и восточным регионами страны. Именно Тронгса была столицей династии Вангчук во время правления первого и второго королей. Перед коронацией на престол все монархи Бутана были Тронгса-пенлопами, то есть правителями дзонгхага Тронгса. Уникальная роль города во многом определялась его местоположением: он находился на единственном пути, соединяющем западную часть Бутана с восточной, что давало возможность эффективно контролировать всю страну.
Если время будет позволять, то мы посетим сторожевую башню Та-дзонг, возведенную для защиты страны от внутренних мятежей первым Тронгса-пенлопом Чогьялом Минжуром Темпа (Chogyal Minjur Tempa) в 1652 году. Внутри башни – четыре наблюдательных пункта, символизирующих тигра, льва, птицу Гаруду и дракона. Сейчас предназначение Та-дзонга горадо более мирное. Поднявшись к нему по тропе, вы попадете в прекрасный музей бутанской истории, а также сможете посетить храм, посвященный Гэсэру, герою многих эпических сказаний и поэм. К вечеру будем в загадочном Бумтанге!

2 мая 5 День Бумтанг - Монастырь Домкхар - Фестиваль Цечу

Сегодня с утра мы отправимся на весь день в Монастырь Домкхар, где в самом разгаре проходит Цечу, Фестиваль...

Райская природа Бумтанга и его древние монастыри... это самый красивый, аутентичный район страны, здесь расположены знаментые памятники истории, древние монастыри и места паломничества... Бутанцы считают, что здесь до сих пор царит дух откровений Гуру Ринпоче - Учителя буддийской тантры (VIIIв.), которого почитают как второго Будду.

Бумтанг расположен на высотах от 2600 до 4500 метров над уровнем моря и состоит из четырех горных долин – Танг, Чуммэй, Ура и Чокхор, которую также называют «Бумтангской долиной». Удивительные пейзажи этого места привлекают сюда множество путешественников. Живописные поля, цветущие сады, аккуратные фермы – всё здесь дышит покоем. Фестивали Цечу и Друбчен проводятся в дзонгах по всей стране и являются основными мероприятиями, ради котороых многие туристы посещают Бутан, страну Дракона. Самые популярные места в Бутане - это Тхимпху, Паро, Бумтанг.

Есть только один период в году, когда туристам разрешено посещать внутренний двор дзонгов и который отмечен как самый оживленный в году. Дзонги открываются навстречу жизни с цветами, музыкой и танцами, в это время жители деревень и городов надевают свою лучшую одежду, собираются вместе, чтобы отогнать злых духов и порадоваться новому урожаю.

Маскарад, танцы и другие ритуалы проходят во дворах дзонгов и храмов. Каждый танец имеет свой собственный смысл и может исполняться монахами или старейшинами деревни в ярких костюмах.

Традиции Цечу

Все люди наряжены в замысловатые костюмы с традиционными украшениями. Центром Цечу являются священные танцы Цам, которые запрещены в соседнем Тибете. Эти костюмированные танцы рассказывают о жизни учителя школы Ньингма Падмасамбхава и других святых.

Во время большинства Цечу разворачивают тондрел (или танка) — огромный гобелен с изображением Гуру Ринпоче в его восьми манифестациях. Священный тондрел разворачивают перед рассветом и сворачивают к утру. Гуру Ринпоче посетил Тибет и Бутан в VIII и IX веках. Для обращения противников буддизма он выполнял обряды, читая мантры, и в конце исполнял танец, чтобы подчинить местных духов и богов. Он побывал в Бутане, чтобы помочь умирающему царю Синду Радже. Для излечения царя Гуру Ринпоче станцевал несколько таких танцев в долине Бумтанг. Благодарный царь стал способствовать распространению буддизма в Бутане. Гуру Ринпоче организовал первый цечу в Бумтанге, показав свои восемь проявлений в виде восьми форм танца. После этого Цам стал восприниматься как демонстрация форм Падмасамбхавы. 

Домкхар Цечу – один из самых популярных фестивалей, который отмечают в Чумейской долине района Бумтханг в Бутане. Действо происходит в монастыре Домкхар, который построил Серхонг Трулку в XVIII веке, где и отмечается день рождения Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы). Гуру Падмасамбхава внес огромный вклад в распространении буддизма в Гималаях в 8 веке.

Фестиваль сопровождается священными танцами Цам – это танцы, которые исполняют монахи, посвященные эпизодам из жизни Гуру Падмасамбхавы. На праздник собираются все жители, одетые в национальные одежды. Во время фестиваля Цечу монахи исполняют танцы под звуки ритуальных инструментов, они входят в транс и перевоплощаются в своих героев. Исполнители и зрители вовлекаются в одно действие, в одно энергополе, они вместе поют, танцуют, возносят молитвы. Это еще и религиозный праздник, и, согласно буддийским представлениям, посещая его, каждый получает положительную карму.

Совместные молитвы перемежаются лекциями-проповедями, где каждый может задать ламе любой вопрос, который не останется без ответа. Во время фестиваля по улицам ходят ряженные шуты, которые должны отпугивать злых духов. В последний и самый главный день Цечу перед восходом солнца выносят тканое изображение Гуру Ринпоче — тундрел (танку). Считается, что тот, кто увидел его до рассвета, испытает просветление. С первыми лучами солнца тундрел убирают на место — до следующего праздника.

3 Мая 6 День Бумтанг - долина Танг Священное озеро Мебар Цо - Бумтанг (46 км примерно 2 часа в пути)

 Сегодня мы отправимся ещё глубже, в заповедную долину реки Танг на высоте 3000 м. Как правило сюда не возят туристов... это поистине самый главный духовный центр страны...

По пути мы увидим священное озеро Мебар Цо — «пылающее озеро». Однажды в XV веке Тертону Пема Лингпа, явилось видение. Он понял, что глубоко на озере Мебарцо (Mebar Tsho) спрятаны священные тексты. Такие тайные сокровища, содержащие учения великого буддийского учителя Гуру Ринпоче, называют «термами». Отсюда и «тертон» – человек, нашедший клад. Но ни местный правитель, ни обычные люди не поверили Пема Лингпе. Тогда он взял зажженную масляную лампу и вместе с ней погрузился в воды Мебарцо. Пробыв там довольно долго, он вынырнул: в одной руке по-прежнему горела лампа, а в другой он держал сундук и свиток. Так появилось название Мебарцо – пылающее озеро, а сам водоем стал почитаться как важная буддийская святыня.

К маленькому пресноводному озеру, спрятанному в каменных берегах, часто приезжают бутанцы-паломники. В благоприятные дни они делают подношения из масляных ламп, и дрожащие огоньки добавляют еще больше очарования первозданной красоте озера. Густой лес вокруг, серые скалы и разноцветные молитвенные флаги – чувствуется, что это не просто место на карте, а нечто особенное, древнее и глубоко духовное. Недаром Мебарцо считается одним из самых святых мест страны.
Также мы посетим женский монастырь, основанный в 90-е годы XX столетия 9-м воплощением Пема Лингпы.

  В тот же день нас ожидает прогулка к монастырю Угьен Чолинг, в котором создан музей. Путь мы начнем у реки Танг. В скором времени перейдем по небольшому деревянному мосту и увидим чортен, от которого начинается плавный подъем — оттуда до монастыря остается около часа ходьбы. По пути мы увидим водяную мельницу, построенную в XVIII веке, ее до сих пор используют местные жители. Обратный путь займет около часа.

Обед мы устроим в виде пикника у реки. Затем совершим переезд в Бумтанг.

4 Мая 7 День Бумтанг - долина Реки Ура - Пунакха (212 км 8 - 10ч в пути)

 Утром практика, завтракаем, собираем вещи и перезжаем в Пунакху. А по дороге заедем в невероятную долину реки Ура. Мы пересекаем перевал Шартанг-ла высотой 3200 м. В безоблачный день с перевала мы увидим непокоренный Гангкхар-Пуэнсум - самую высокую гору Бутана, 7570 м!

Мы посетим деревню Ура, где проходит фестиваль Ур Якчо.В Бумтанге, который часто называют культурным и религиозным центром страны, расположена очаровательная деревня Ура, знаменитая своим фестивалем, дающим возможность взглянуть на деревенскую жизнь Бутана. Цель фестиваля Ура Якчо – заслужить хорошие урожаи, счастье и процветание для местных жителей и всех живых существ.
Вы можете увидеть ритуальные танцы монахов в масках, принять участие в праздновании с бутанцами, которые приехали из соседних деревень на благословение. Во время фестиваля посетителям показывают редкие и ценные реликвии, и люди могут получить их благословения. Затем мы прогуляемся по деревне Шинкар.

Дорога была построена здесь недавно, и деревня в значительной степени сохранила свою первозданную индивидуальность. Нам будет интересно прогуляться по живописным окрестностям, заглянуть в местный храм и даже в традиционный деревенский дом. Целый день в Пути, обед по дороге..

 5 мая 8 День Пунакаха- Паро (133 км 3-4ч)

 Сегодня после завтрака мы отдохнем от экскурсий и проведем день наедине
с природой. Мы отправимся в деревню Нубган пешком. Мы дойдём до
Монастыря Тало и продолжим путь пешком до деревни. Здесь родилась и выросла сестра королевы (жена Четвертого короля). Возможно зайдём в гости и к ней.

После прогулки отправимся в Паро и посетим Кичу-Лхаканг - один из старейших монастырей в Бутане. Он был основан в VII веке королем Сонгценом Гампо, благодаря чему буддизмы распространились по всей обширной территории Тибета и Гималаев. Согласно легенде, Сонгцен Гампо с помощью Кичу изгнал Дьяволицу, поселившуюся в Гималаях. По легенде, всю территорию Тибета и Гималаев закрывала лежащая на ней гигантская демоница, мешая тем самым распространению буддизма. Чтобы её победить, царь Сонгцен Гампо приказал построить 108 монастырей, пригвоздив к земле все части её тела. 12 из них строились в соответствии с точными расчётами. В самом центре стоял храм Дхоканг в Лхасе (предположительно построен в 638 г.).

Далее три группы из четырёх монастырей на определённом расстоянии охватывали различные части тела. Монастырь Кьичу-лакханг входил в четвёрку самых удалённых и соответствовал подошве демоницы. Монастырь Джамбей Лхакханг в Бумтанге соответствовал колену демоницы.

Ринпунг-дзонг — огромный храм буддийской школы Друкла Кагью, кроме того это крепость в городе Паро в Бутане. Тут еще находится районная администрация Паро.
Здесь в монастыре были сняты несколько эпизодов фильма Бертолуччи «Маленький Будда». В XV веке часть скалы была отдана ламе Дгунг Друнг Гьял, потомку Паджо Другом Жигло. Лама создал тут маленький монастырь, а после крепость в 5 этажей (дзонг), получившая название Хунгрел-дзонг.

В XVII веке потомки Хунгрела отдали крепость Шабдрунгу, разобравшему крепость в 1644 году и на его месте воздвиг новый дзонг, который планировали сделать как монастырь и резиденцию для администрации. В 1644 году в дзонге уже была администрация по управлению западного региона Бутана. Новый дзонг имеет название Ринпунг-дзонг.Вечером  погуляем по городу Паро... Сувениры, покупки!!!!

6 Мая 9 День Паро - Монастырь Таксанг (Пешком 5 часов)

 Практика, завтракаем и нас ждёт ещё одно невероятной красоты и таинственности место в долине Паро... Такцанг-лхаканг – "гнездо тигрицы", самый знаменитый монастырь Бутана и одно из самых священных мест страны. Это кажется невероятным, но он расположен на отвесных скалах на 900 метров выше долины Паро.
Название Такцанг переводится как "гнездо тигрицы", и этому есть объяснение. Монастырь был построен в 1692 году в пещере, в которой в VII веке медитировал Гуру Ринпоче. По легенде, Гуру Ринпоче прилетел сюда, сидя верхом на тигрице ( по легенде, Еше Цогьял, супруга Падмасамбхавы и эманация Ваджрайогини, перевоплотилась в летающую тигрицу и на своей спине доставила своего супруга из Тибета в Бутан) , и медитировал 3 года 3 месяца 3 дня и 3 часа, чтобы победить живущих в пещере демонов. С тех пор пещера считается священной, и многие известные буддийские практики проделали немалый путь, чтобы иметь возможность медитировать в ней. 

Еще одно название монастыря: Храм Гуру с Восемью Именами (Падмасамбхава имеет 8 проявлений).

Такцанг-Лхаканг находится примерно в 10 км к северу от города Паро на головокружительной высоте 3120 метров. По дороге можно увидеть три молитвенных колеса, работающих по принципу водяной мельницы, небольшой чайный домик и металлический диск, которым отмечено место рождения Гендюна Ринчена (Gendün Rinchen), 69-го Дже Кхемпо Бутана. (Дже Кхемпо - титул высшего религиозного иерарха страны, считающегося реинкарнацией Майтреи).

Мы отправимся рано утром, дорога к монастырю занимает примерно 3 часа. С 13.00 до 14.00 монастырь закрывают, поэтому нам нужно успеть до этого времени добраться до монастыря и не торопясь все осмотреть и помедитировать в одном из самых сильных мест Бутана. После практики в монастыре, у нас будет пикник на природе.. вернёмся в отель, передохнём, а вечером нас приглашают на званный ужин с культурной программой (по желанию, стоимость 20 долл с человека при группе от 7 человек).

12 День Паро - Катманду

Ранний завтраки в 7.40 мы уже сидим в самолёте....

Вылет в Непал в Катманду.. Досвидания Бутан, досвидания страна Алмазного Дракона.

в 8.40 прилетаем в Катманду и снова у нас культурная очень насыщенная  программа.. мы посетим Патан с дворцовой площадью и Тамель центр Катманду. Историческая часть города Патан, который находится по южную сторону реки Багмати, практически сливаясь со столицей, и считается одним из самых красивых городов мира из-за огромного количества достопримечательностей. Другое название города, официально принятое в настоящее время, – Лалитпур, что означает город красоты.

В Патане находится наибольшее количество исторических памятников долины Катманду – более 1200 храмов, ступ, бахалов (дворов) различных форм и размеров, раскиданы по площадям и улочкам в пределах старого города. Комплекс зданий на площади Дурбар включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особый интерес представляет храм 17 века, посвященный богу Кришне, каменные стены которого покрыты барельефами со сценами из великих индийских эпосов Рамаяны и Махабхараты. Коренные жители долины — невары называли его Яла. История Патана начинается с периода распространения буддизма. Четыре угла города отмечены ступами, воздвигнутыми в 250 г. до н.э. великим императором Ашокой, вдохновлённым учением Будды. До завоевания Лалитпура в 1597 г. Шива Маллой, королём Кантипура (Катманду), город управлялся местной знатью. С XV в. он становится столицей одного из трёх (Кантипур, Лалитпур и Бхактапур) королевств долины. В период правления династии Малла с XV по XVIII в. город достигает наивысшего расцвета. В этот период Патан, выражаясь современным языком, был охвачен строительным бумом, а воздвигаемые величественные строения быстро захватывали свободное пространство. В середине XVIII в. Притхви Нараян Шах — покоритель трёх королевств — объявляет столицей долины Кантипур (Катманду), Патан же утрачивает политическое значение, сохраняя при этом особую самобытность и свойственные этому городу традиционные ремёсла. Особую известность город приобрёл благодаря высокому мастерству местных ремесленников, занятых обработкой металла (бронзовым литьём). И сейчас бродя по узким улочкам города можно понаблюдать за изготовлением статуй и статуэток, кровель храмов, утвари и др. В городе множество древних буддистских пагод и индуистских храмов, более чем 600 ступ и 185 бахалов (буддистских монастырей), сохранившихся во всём своём великолепии. Площадь Дурбар (Дворцовая площадь). Как и в Катманду, старый Дворцовый комплекс Патана, состоящий из Королевского дворца и трёх дворов (чоуков) расположен на площади Дурбар, где сосредоточено множество храмов, проявляющих всё великолепие неварской архитектуры. Строительство площади осуществлялось во времена правления династии Малла XIV - XVIII в., а самые прекрасные сооружения были воздвигнуты королём Сиддхинарсингхой Маллой (1619- 1660 г.). К южному краю площади примыкает большой торговый район Мангал Базар.

Пообедаем и отправимся в Катманду, посмоторим Тамель, сделаем покупки ( мы выделим специально время для этого), довольные, приятно уставшие.. поверьте, после Бутана, Непал вам покажется очень ОЧЕНЬ ШУМНЫМ городом... и к вечеру отправимся в аэропорт.

13 День Катманду - Москва

 Ночной перелёт из Столицы Непала в Москву, рейс в 01.10 FlyDubay... До новых встреч величественные Гималаи....

Стоимость участия в программе при группе 9-10 человек: 

- 3850$ - при 2-х местном размещении - полный пансион в Бутане;

- 520$ - доплата при 1-м размещении;

- При группе 11-12 человек - 3700$ -полный пансион в Бутане

- При группе 13 человек - 3650$ - полный пансион в Бутане

Полная программа в Непале - плюс примерно 200$;

Одна ночь в Катманду в отеле 3* 30- 50$ по прилёту и вылету на Родину. Такси примерно 5-10$, как договоришься.

В программу включено:

 1 /Полный пансион в Бутане:

-разрешение на въезд в Бутан (оформляется за 1 месяц до прибытия),

- оформление бутанской визы и все гос сборы;

- королевский налог (200 $ в сутки), ранее налог был 65 долл сутки

- проживание в отелях 3-4* с 3х разовым питанием (9 ночей -2х местное размещение),отели не туристического класса;

- все трансферы на персональном транспорте для нашей группы,

- лицензированный местный англоговорящий гид - бутанец,

- все входные билеты в музеи и национальные парки;

- налоги правительства.

Проживание в Бутане:

Thimpu - Ramada Valley

Punakha - Green resort hotel

Bumthang -  Jaker Village Lodge 

Gangtey - Phobjikha Resort Hotel  https://www.phobjikharesort.bt/About.html

Paro - Tenzinling Resort

2/ В Непале:

- размещение в отеле на базе завтраков (2 ночи)

Nagarkot  - The Fort Resort Himalayan Villa
Kathmandu  - Hotel Grand 

- трансферы из/в аэропорт Катманду

- трансферы по программе на персональном транспорте с кондиционером,

- лицензированный русскоговорящий гид,

- все налоги правительства,

 Отдельно оплачивается:

1/ Трансформационные практики - 10тыс руб ( Буддийская практика Анапансати - ежедневно, Медитации, созерцание на 5 первоэлементов - ежедневно, Цигун, Йогатерапия, Кундалини йога -  8 практик на ковриках, Практика Ом чантинг- медитации по вечерам, Семинарские занятия в автобусе при переездах (Что такое Йога,что такое Разум, Сознательное, бессознательное. Осознанность, Как практиковать в повседневной жизни ит.д)

1/ Международный перелёт: Билет покупать СТРОГО после согласования с админом: 28 Апреля 14.40 вылет flydubai 912, прилёт в Катманду 29 Апреля 02:20 — 08:30 Дубай (DXB) - Катманду (KTM) flydubai 571 

Обратно: 11 Мая 01:10 — 04:15 Катманду (KTM) - Дубай (DXB) flydubai 574 

09:10 — 13:35 Дубай (DXB) - Москва (VKO) flydubai 911

2/ Внутренний перелёт: 480$ на человека (покупаем групповой билет)

Airfare Prices ( subject to change as of now seats are availlable, please check and advice, if to block ), Wewill need to make Deposit.

Year May - 2020 01May:Kathmandu – Paro KB 401 : 1015 1135

10 May:Paro – Kathmandu KB 400 : 0740 0840 

3/ Орг взнос - 4 тыс руб

4/ Виза в Непал - 15 дней -35 долл мульти(делается один раз)

5/ Культурное шоу с ужином в Бутане в день перед вылетом 20 дол на человека

6/ Входные билеты на достопримечательности в Непале - 57$ за всё, билеты покупаеются при входе

7/ Мед страховка - 2 евро в день (по желанию, рекомендуем застраховаться на Родине)

X